Прокати нас, Андрюша, на тракторе

  • 68     1
  • источник: gazeta-pravda.ru

Лариса БАРАНОВА-ГОНЧЕНКО, сопредседатель Союза писателей России, член ЦК КПРФ.

Откликаюсь на обсуждение судьбы русской, советской песни, которое начала Правда . Тема эта давным-давно назрела. Конечно, в одной статье всего, что волнует и тревожит, не выскажешь. Но сперва хотя бы самое наболевшее.

Один из наших выдающихся, значительных литературоведов-критиков С.А. Небольсин, как это часто с ним случалось, произнёс крылатую фразу: В Великой Отечественной войне победил всё-таки баян, а не гитара . Это очень точно, пусть и метафорично: Друг мой, походный баян!

Баян связан с мелодизмом. Согласитесь, что ни хард-рок, ни хеви-метал не сотрудничают с баяном, хотя теоретики рока претендуют на мелодизм, полифонию и эстетизм. У них есть даже простенькое объяснение причины, по которой рок стал властителем дум конца прошлого — начала нового века: Хотелось чего-то новенького . Печально! Это новенькое выросло из чужого корня. Это как продукт ГМО — он вреден нашему национальному духовному организму.

Говорят, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Ну так вот, кто не хочет кормить свою культуру — тоже будет кормить чужую. Хорошо, что армию мы кормим ещё свою, а вот культуру — давно уже чужую. Увы!

Вообще гонение и отрицание своего, особенно того, к чему сразу ложится народное сердце, в традиции либерального лобби. У них — если русская национальная музыка, то непременно обзовут её кучкой . Спасибо критику Стасову, сказавшему: Да, кучка, но Могучая Кучка! Если Василий Тёркин , от которого пришёл в восторг даже Бунин в Париже, то в противовес непременно придумают Чонкина . Если Пушкинский цикл Свиридова, то обязательно брезгливо бросят: Примитивно, вот Шонберг — это да! Или Шнитке...

Между тем свиридовскую Метель навсегда выбрал народ. Если же в Новой опере дают Жизнь за царя ( Иван Сусанин Михаила Глинки), то некто Матусевич обязательно распишет для нас ориентиры в оценках национального гения. А о Глинке он скажет в страстном намерении ещё и продемонстрировать убийственную осведомлённость. В музыке Глинки-де эклектичность, то есть итальянское бельканто, немецкий контрапункт и веберовское влияние в структурном построении сцен, а также генделевская ораториальность и многое другое — всё соединилось с русской народной песней и бытовым романсом. Вот как! Из этой квалификационной характеристики, заметьте, как-то исчезает Иван Сусанин — с водой, как говорится, выплеснули и ребёнка.

Нас долго толкали к резервационному мышлению. Особенно во время перестройки и последовавших затем реформ мы уже буквально оказались в резервации. А что же сегодня?

Вот годами строили мы, Союз писателей России, знаменитые Фатьяновские праздники в Вязниках Владимирской области — на родине выдающегося песенного советского поэта Алексея Фатьянова. Их особая прелесть заключалась в том, что на Солнечной поляночке внутри огромной берёзовой рощи, на высоком берегу Клязьмы, были сооружены сцена и зрительный зал, уставленный множеством лавок. Сюда приходил весь город и даже его окрестности — послушать любимые песни, услышать русскую поэзию.

Сегодня Солнечная поляночка идёт под снос. На её месте встанет концертное здание, куда (внимание!) теперь уже платно будут пускать зрителей. И где будут выступать, по мнению реформаторов , исключительно звёзды. Ну конечно, звёзды! Не Рязанский же, Омский, Оренбургский, Северный народные хоры — зачем они? Мы и хор Пятницкого не видим и не слышим уже десятилетиями! Какое уж тут национальное мышление! Как говорится, ничего личного — только бизнес. Какое уж тут мировоззрение! Всё делается под Колю из Уренгоя , которому уже ничего не говорят фатьяновские Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат . Колю волнует судьба других солдат. И, видимо, звук немецкой губной гармошки, так популярной в нацистской армии.

Что такое вообще военная русская советская песня, в создание которой вложены душа и кровь самых разных национальностей? Русское поле Яна Френкеля и Инны Гофф — это совсем не предмет для либеральной хохмы, а повод к осмыслению всепоглощающей русскости.

Сегодня военная песня — это такое же наше всё , как Пушкин. Венок военных песен сплетён из самых простых слов, из поразительной красоты и даже неправильности русской речи или её просторечия. Одна из загадок песен великой войны состоит в том, что слова, согревающие сердце и ласкающие слух, которых так не хватает человеку в обыденной жизни, услышал он именно в этих песнях: Давай закурим, товарищ, по одной. Давай закурим, товарищ мой , Налей, дружок, по чарочке, по нашей фронтовой . Он услышал слова — братцы , браток , мой дорогой : А не доживём, мой дорогой, кто-нибудь услышит, вспомнит и напишет, кто-нибудь помянет нас с тобой . Или: Ты, дружок, нисколько не тужи . Это слова любовные, дружеские, матерински заботливые.

Но самое главное в песенной лексике военных и послевоенных лет слово — это солдат или матрос: Последний матрос Севастополь покинул . Да, солдат! Редко капитан, майор или полковник. Разве что — седой, боевой капитан . А больше всего солдат! И это справедливо: Хмелел солдат, слеза катилась... , Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат , Солдатское сердце . А позже: Стоит над горою Алёша — в Болгарии русский солдат .

Ни у немцев, ни у американцев, ни у прочих весьма медлительных наших союзников не было и не может быть таких песен. Они есть только у нас. Никто и никогда не напишет им маленький шедевр, равный по своему величию и сочувствию к простому человеку Войне и миру и Капитанской дочке . Под названием Враги сожгли родную хату . Рядом с такими песнями немецкая мармеладная Лили Марлен и американская На честном слове и на одном крыле — ничего не стоят.

Песня была героиней нашей советской культуры. У нас были песни о песнях: Нам песня строить и жить помогает , Ну-ка, товарищи, грянем застольную , А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер . Песни о музыкальных инструментах: Поёт гармонь за Вологдой , Только слышно — на улице где-то одинокая бродит гармонь . Песни об оркестрах: В городском саду играет духовой оркестр...

Я думаю, что в знаменитой формуле Достоевского Красота спасёт мир — в пространство красоты входит и песня в том числе. Я понял, почему цыгане решили осесть в России, — говорил Николай Сличенко. — Потому что они услышали русскую народную песню . А мы в ответ поняли, почему толстовский Фёдор Протасов из пьесы Живой труп уходит в цыганский табор — он зачарован цыганской песней.

Что такое песня ещё? Что она может в истории? Скажу так: она — убедительное свидетельство исторической правды. Она — её ДНК. Вот много лет русский Крым считался Украиной. Но где украинские песни о Крыме? А ведь русских не перечесть, и среди них такие шедевры, как Заветный камень , Севастопольский вальс , Родной Севастополь, Легендарный Севастополь — город русских моряков! . Поневоле задумаешься о том, что вдали от крымской земли о ней мы забыть не могли .

Русская песня никогда не была просто и только звуком, она — ещё и смысл, потому что всегда была связана с величием слова. В свою очередь слово всегда летело навстречу звуку — отсюда песенный Некрасов, музыкальный Блок, рафинированный и болезненно совестливый Иннокентий Анненский: Дед идёт с сумой и бос — нищета заводит повесть: о, мучительный вопрос! Наша совесть... наша совесть... . Да, за звуком, за первым колыбельным пением слышался материнский голос совести.

Совсем недавно в очередной шок меня привели откровения Виктора Мироненко — последнего первого секретаря ЦК ВЛКСМ. Что означала коммунистическая идеология? — вопрошает господин Мироненко. — Принудительный запрет становиться богатыми . Вот так-то! Читая признания бывшего комсомольского лидера, теперь понимаешь, почему было позволено оторвать от национальной традиции молодой народ новой России — оторвать от звука и от мысли: наша совесть, наша совесть!

Понимаешь, почему уже несколько десятилетий, редактируя Алексея Фатьянова, поют: Мы тебе хороший дом построим — вместо: Мы тебе колхозом дом построим . Ох, уж лучше бы пели: сам себе богатый дом построишь — ведь богатым теперь быть не запрещено... наша совесть, наша совесть!

Неожиданно убедительно звучит сегодня свидетельство Александра Твардовского, вспоминающего статью Марины Цветаевой о Маяковском, которого она боготворила, и о Пастернаке. Маяковский, — говорит она, — на песню не способен, потому что слишком мажорен, ударен и громогласен... Пастернак на песню не способен, потому что перегружен, перенасыщен и, главное, единоличен . Вот оно — слово найдено! Стало быть, русская песня — концентрация коллективного, общего, неэгоистического, не кулацкого, если хотите! Как-то мы нигде не запомнили в нашей литературе и в нашем кино, чтобы кулаки пели. Сидели бы вот так большой дружной кулацкой семьёй и пели: Средь высоких хлебов затерялося небогатое наше село, горе-горькое по свету шлялося и на нас невзначай набрело . Нет, пели бедняки. Пели у Лескова и Тургенева, у Некрасова и Исаковского. Пели не единоличники.

Россия по-прежнему ещё рождает таланты. Яркие. Самобытные. Но как и где вся Россия вместе в один день и в один вечер может увидеть и услышать русские народные хоры? Как услышать родное нашей молодёжи, если она с молоком матери отравляется американским трэш-метал, спид-метал и прочим. Какая Зыкина может вызвать сегодня художественный интерес нового поколения, если с утра до вечера на телевидении и в интернете обсуждается судьба её бриллиантов? А вот Александра Стрельченко и Ольга Воронец не оставили бриллиантов и потому забыты по определению. Между тем сегодня в лучшей своей песенной поре народная артистка России Надежда Крыгина, и она интересна нам, мягко говоря, совсем не причастностью к личной жизни Людмилы Зыкиной, а исключительно личным творчеством.

Не выходит на сцену по болезни заслуженный артист России Леонид Шумский — первый исполнитель песни Русское поле на эстраде, но его замечательный баритон мог бы звучать в записях. Яркий талант, усердие и терпение прикладывает певица Надежда Колесникова, пропагандируя поэзию ХХ века и соединяя её с новым музыкальным материалом. Уникальную работу, прививая любовь к советской песне, ведёт артист и педагог Вадим Аникейчик в студии Молодые москвичи . Но где мы можем услышать его талантливых учеников?

Кстати, за курянкой по рождению и землячкой Надежды Плевицкой — за Надеждой Крыгиной уже идут молодые, в высоком и лучшем смысле провинциальные исполнительницы русской народной песни. Именно там, во глубине России, рождаются и формируются таланты: Ксения Позднева из Твери, Ольга Черкова из Воронежа, Юлия Учватова из Оренбурга, Елена Тарадай из Ярославля, Екатерина Лесова с Кубани... Уже сегодня русскую сцену могли бы украсить Борис Дьяков, Максим Павлов, Светлана Бочкова, Олеся Славина, Наталья Борискова или, скажем, вокальное трио Лада : Светлана Игнатьева, Татьяна Симушина, Наталья Пашкова и многие, многие другие.

Однажды, празднуя важную дату советской истории, КПРФ пригласила к сотрудничеству режиссёра-профессионала, который никак не мог понять, зачем в программу концерта мы включили ораторию Георгия Свиридова на стихи Маяковского Я знаю, город будет . Преодолел-таки Георгий Васильевич Свиридов непесенность Маяковского!

Но больше всего чурался профессиональный режиссёр гениальной песни 1930-х годов на стихи И. Молчанова и музыку В. Захарова Прокати нас, Петруша, на тракторе . Мне хочется вспомнить её текст: По дороге неровной, по тракту ли, / Всё равно нам с тобой по пути! / Прокати нас, Петруша, на тракторе, / До околицы нас прокати! / Не примяты дождём, не повыжжены / Наши полосы в нашем краю, / Кулаки на тебя разобижены, / На счастливую долю твою! / Им бы только ругаться да лаяться, / Злоба льётся у них через край, / Кулачьё до тебя добирается, — комсомолец лихой, не сдавай! .

В основе песни — реальный факт. Во время коллективизации в Тюменской области кулаки пытались сжечь комсомольца-тракториста Петра Дьякова, облив его бензином. Но огненный тракторист всё-таки выжил! И родилась о нём прекрасная песня.

К чести художественного руководителя хора имени Пятницкого Александры Пермяковой, песню эту много лет спустя вытащили из небытия и восстановили в её первозданном виде. И надо сказать, что в огромном многотысячном зале именно эта песня вызвала бурю оваций и подъём публики!

В последнее время в телевизионной передаче Привет, Андрей! нам нет-нет да и устроят маленькую посиделку, собрав немолодых актёров и актрис, чтобы вспомнить старые песни. Замечательные актрисы приятными нестройными голосами споют для нас, грешных, Что стоишь, качаясь, тонкая рябина — на том и закончим. Ну как, старушки-бабушки, потешились? Попели? Поплакали? А теперь вернёмся к трэш-метал.

Передаче Привет, Андрей! невдомёк, что русскую песню — суть национальную культуру! — мог бы, например, представить в эфире Государственный академический русский народный ансамбль Россия имени Л.Г. Зыкиной. Привет, Андрей! мог бы посвятить ему, его уникальному оркестру народных инструментов, его талантливым солистам всю передачу. И вот тогда Привет, Андрей! совершил бы настоящий культурный, гражданский подвиг.

Но, как говорится, хороший ты мужик, Привет, Андрей! , но не орёл! А то прокатил бы нас Андрюша, на тракторе, а??? Может быть, в результате такого вечера и догадался бы ещё кто-нибудь, что светом энергии музыкального, литературного, человеческого и гражданского гения русская и русская-советская песня по-прежнему держит Россию на своих руках.

Интересна статья?

0 комментариев *

  1. Станислав     #1     -1  

    Культура, Илья Серебро, это религия человека, его наполнение - прямая, соединяющая начало и конец его жизни на Земле. Она сопровождает человека на всем протяжении его существования. Рождалась на основе философии и математики, которые давали начало всему, где предусматривалась деятельность человека. Проходили века, и в процессе развития культурных ценностей, а музыка - одно из наполнений человека, возникло непобедимое философское учение марксизм-ленинизм. То, к чему тянули и тянут развивающиеся параллельно с культурой паразиты, искажая ее и предавая забвению память, мы можем наблюдать во всех сферах нынешней деятельности человека. Последние выборы в России показали, что культура на грани гибели. Про Запад и США не упоминаю, они уже покойники, за исключением, пожалуй, Германии. Переложите это на свои рельсы, может получится более объемная и доходчивая статья.

    ответить