ГЕРОЙ и ШУТ

  • 844     0
  • источник: sovross.ru

Люди постарше, особенно интересующиеся кинематографом, помнят, что совсем по историческим меркам недавно, в 60 70-е годы, премия Оскар была далеко не самой значимой, и, например, победа на Московском или Каннском кинофестивале считалась гораздо более престижной.

В Москву съезжались звезды со всего мира, режиссеры устраивали самые значимые премьеры, а за награды шла жесткая борьба. Увы, после победы Америки в холодной войне, самой подлой из войн, мир не просто потерял СССР, мир утратил альтернативу и сильный съел слабых и в политике, и в искусстве. Где итальянское, французское, немецкое и даже английское кино, не говоря уже о нашем, отечественном? Уверен, любой из читателей назовет без проблем выдающиеся, замечательные фильмы тех лет из разных стран, и конечно, из советского кинематографа, на мой взгляд, величайшего в мире. Причем эти фильмы были самых разных жанров военные, исторические, детективы, комедии, фантастика и многое другое. Конечно, кое-что осталось и сейчас, но в целом все поглотил и задавил американский кинематограф. Фактически на обочине истории остались и все премии и кинофестивали кроме Оскара . Кстати, в одном из номинантов на нынешнего Оскара , фильме Квентина Тарантино Однажды в Голливуде , действие которого происходит в 60-е годы, обыгрывается эта тема главный герой, актер в исполнении Ди Каприо, уезжает из Америки в Италию, чтобы сниматься в вестернах! Сейчас, увы, такое и представить невозможно. И еще больше печально, что сама премия Оскар далеко не является эталоном кинематографа и до последнего времени уверенно шла по пути Нобелевской премии, чей авторитет из-за номинантов типа Обамы и Алексиевич оказался сильно подорванным. Хотя из каждого правила бывают исключения, и в прошлом году Оскар в главных номинациях достался отличному фильму Форма воды действительно хорошего режиссера Гильермо дель Торо, в котором главным положительным героем был показан советский разведчик.
В этом году церемония вручения Оскара пройдет 9 февраля, но, судя по номинациям, победу может с триумфом одержать самый спорный, по мнению многих экспертов, фильм 2019 года Джокер . Он выдвигается на Оскар по 16 основным категориям из 24 существующих. И надо сказать, что мало какой фильм за последние годы вызвал столь яростные, на грани физического насилия, споры его противников и поклонников. Сразу могу сказать, что, отвечая на вопрос, понравился ли фильм лично мне, я отвечу, что такое не может нравиться. Это очень тяжелое кино, которое я не могу рекомендовать к просмотру, несмотря на то, что по сути своей оно абсолютно антикапиталистическое и сделано на высочайшем художественном уровне. Хотя, конечно же, главному герою я сочувствовал и сопереживал. Этот фильм ни в коем случае нельзя назвать приятным или развлекательным, и после просмотра он не оставляет ровным счетом никаких положительных чувств. Мы, люди, родившиеся в СССР, были воспитаны на другом, позитивном кинематографе, но, увы, фильм Джокер гораздо адекватнее сегодняшней окружающей нас жизни. Пусть каждый решает для себя, смотреть его или нет, но как говорят в таких случаях, я предупредил. Это как сериал Черное зеркало о порабощении человека цифровыми технологиями, отлично встреченный как зрителями, так и кинокритиками, абсолютно левый по своей сути, но настолько жесткий, что смотреть его я и сам не люблю и другим не рекомендую.
Бюджет Джокера по меркам Голливуда был весьма небольшим 55 миллионов долларов. Для сравнения, совокупный производственный и рекламный, бюджет последнего Терминатора составил около 300 миллионов долларов при сборах в прокате в 261 миллион. Премьера фильма состоялась 31 августа 2019 года, на 76-м Венецианском кинофестивале, где он сразу получил главный приз Золотого льва . В мировой прокат фильм вышел 4 октября 2019 года (в России и еще ряде стран 3 октября), и на сегодняшний день получил, наверное, высшую награду от зрителей мировые кассовые сборы на данное время составляют 1 миллиард 63 миллиона долларов, что само по себе очень много и является абсолютным рекордом за всю историю кинопроката среди фильмов категории R это что-то вроде советской категории фильмы для лиц старше 16-летнего возраста . Это с полным правом можно назвать народным признанием. Такие сборы не сделаешь ни рекламой, ни спецэффектами, в общем, никакими ухищрениями, если фильм не затронул души людей.
Уже 5 января этого года фильм получил Золотой глобус , премию, которую присуждает Голливудская ассоциация иностранной прессы. И вот теперь Джокер номинируется на Оскар сразу в 16 номинациях из 24. Уверен, и дальше триумфальный сбор Джокером кинонаград продолжится. В чем успех этого фильма у народа, я могу прекрасно понять, и об этом ниже. В чем секрет успеха у кинокритиков понять сложнее. Возможно, причина в кассовых сборах и народном признании, которое нельзя игнорировать, а возможно, та совершенно хамская, бесчеловечная форма капитализма, которая стала доминировать в мире после разрушения СССР, вызывает отвращение в самых разных слоях общества.

Но обо всем по порядку. Сначала трудности перевода. Довольно зловещее карточное слово джокер на русский язык переводится просто как шутник , и именно шутник , шут , в хорошем смысле слова гораздо лучше характеризует главного героя, комика Артура Флека (в прекрасном исполнении актера Хоакина Феникса), уже не слишком молодого человека лет 45 50. В начале фильма Артур совершенно безобидный, добрый человек, профессиональный шут, комедиант. Он работает клоуном. В основном он занят тем, что участвует в рекламных кампаниях, где в клоунской одежде зазывает людей в магазины или выступает перед детьми на американских аналогах детских утренников. В фильме он, например, выступает в детской онкологической больнице. Его главное желание доставлять людям радость, шутить, веселить, развлекать, поднимать настроение, особенно детям, которые понимают его с полуслова. Живет Артур с больной мамой, за которой ухаживает со всей сыновней нежностью и любовью, что в фильме показано неоднократно. А их с мамой главное развлечение смотреть телевизор, а именно шоу популярного телеведущего Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро). Артур мечтает стать известным комиком, выступить у Мюррея в передаче и во всех красках представляет, как это могло бы произойти и как это было бы здорово.
Разумеется, зарабатывает Артур крайне мало, и его проблемы не ограничиваются бедностью и уходом за больной мамой он еще состоит на учете у психиатра, регулярно лечится и получает аж 7 разных препаратов. Лечение и препараты он получает бесплатно в городской социальной психиатрической больнице. Несмотря на интенсивное лечение, состояние Артура с возрастом не улучшается. Иногда прямо на людях у Артура случаются непроизвольные истерические приступы смеха, когда он не может даже разговаривать на этот случай он носит с собой визитную карточку с описанием заболевания и извинениями. В общем, перед нами вроде бы как самый маленький и безобидный, добрый и несчастный человек. Еще Артур и его мама любят смотреть по телевизору выступления мэра города Готэма, в котором происходит действие фильма. Меня всегда, честно говоря, удивляло, как американцы в своем кинематографе показывают свою страну. Вот и Готэм грязь, грязь, грязь, которую еще добавляет глобальная забастовка коммунальщиков, преступность, коррупция, наркомания, безработица и на этом фоне бодрый мэр-миллионер, баллотирующийся на новый срок и обещающий решить все проблемы. Впрочем, американцам виднее, они свою страну знают лучше. Хотя теперь даже у нас всем известно, что Америка на экспорт это одно, а реальная Америка, особенно Америка больших городов, бедных кварталов и гетто совсем другое.
Во время одной из рекламных кампаний Артура жестоко избивают подростки просто так, почему бы не избить безобидного клоуна? Валят его, бьют ногами сверху, явно чтобы покалечить, бьют по всем чувствительным местам и просто так ломают его рекламный щит, принадлежащий магазину. Товарищ Артура по работе дарит ему пистолет самому Артуру, как состоящему на учете у психиатра, оружие не продадут. И, как вы понимаете, с пистолетом изменяется все. В один из вечеров Артур едет домой в страшном, грязнейшем метро. В вагоне только пять человек он, девушка и трое дорого одетых пьяных молодых парней, эдаких мажоров, видимо, задержавшихся с вечеринки. Мажоры начинают издеваться над девушкой говорят ей гадости, кидают в нее соус и картошку из фастфуда, хватают в самой грязной манере, в общем, ведут себя просто как скоты. Артур, сидящий в другом конце вагона в своей рабочей, то есть в клоунской одежде, в нарисованной клоунской маске на лице, начинает от страха непроизвольно хохотать. Мажоры теряют интерес к девушке, которая убегает на остановке, подходят к Артуру, валят его и начинают жестоко избивать, еще хуже подростков, бьют сверху ногами в голову. И они его явно бы убили, но в какой-то момент Артур смог достать пистолет и двумя выстрелами убить двоих парней. Третий пытается убежать, но Артур, явно в состоянии аффекта, убивает и его.
Окровавленный и потрясенный, Артур приходит домой. Дальше несчастья просто выливаются потоком на его голову. Его увольняют из агентства, в котором он работал, по мнению начальства, он недостаточно смешной, а за сломанный об голову Артура рекламный щит магазин предъявляет счет. Мэр ищет способы сократить городские расходы, поэтому государственную больницу, где лечился Артур, оптимизируют закрывают, а персонал, в том числе и врача Артура, просто выгоняют на улицу. Где же я теперь буду лечиться и получать лекарства?! в отчаянии спрашивает Артур у доктора. Поверьте, тем, кто закрывает нашу больницу, наплевать как на вас, так и на меня. Вы остаетесь без лекарств и лечения, я остаюсь без работы , отвечает доктор.
Артур остается без работы, без лекарств, без помощи, с последствиями двух избиений, и никому, ровным счетом никому нет дела ни до него, ни до его мамы. Его психическое состояние здоровья начинает стремительно ухудшаться. Между тем убийство трех мажоров наделало в городе много шума все трое были сотрудниками уважаемой крупной финансовой компании с Уолл-стрит, были все на хорошем счету и из богатых семей. Свидетели видели, что предполагаемый убийца был в маске клоуна, и мэр в телеобращении называет неизвестного ему убийцу клоуном и завистником успешных людей , обещая городу раскрыть преступление . Однако реакция горожан, измученных мусорной и прочими реформами, прямо противоположная в городе вспыхивают тотальные беспорядки, люди, надев клоунские маски, жгут машины и громят всё, до чего могут дотянуться.

Между тем Артура приглашают выступить в шоу самого Мюррея Франклина! Но не в самом приятном качестве случайно Мюррей заполучил видео неудачного выступления Артура, которое он не смог закончить из-за истерического приступа, и Мюррей в своей программе вдоволь поиздевался и напотешался над фиаско Артура. Но как ни странно, зрителям, наоборот, понравилось то ли стало жалко, то ли почувствовали родственную душу. К выступлению Артура с ним происходит еще несколько ужасных событий, в том числе смерть матери, которая перенесла инсульт и потеряла рассудок после того, как к ней пришли полицейские, подозревающие ее сына в убийстве в метро. Параллельно Артур, вернее его маска, становится просто символом бунтующего народа, как маска Гая Фокса из фильма V значит вендетта . Пока Артур едет на шоу Франклина в метро, полицейские, пытающиеся его задержать, убивают одного из протестующих в маске клоуна, что приводит людей в городе в еще большую ярость. Сам Артур от этого в ужасе и говорит, что он не политик, что он хочет просто смешить людей. Артур приходит на шоу Мюррея, который пригласил его как объект насмешек, и поначалу все так и идет Мюррей начинает издеваться над Артуром. В ответ Артур в прямом эфире признается в убийстве трех молодых банковских служащих, а после со словами: Я приготовил для вас еще одну шутку стреляет в Мюррея. Зрители из студии в страхе разбегаются, а полиция задерживает Артура и везет в участок. Город охвачен восстанием, все горит, все разбито, мэр убит, восставшие разбивают полицейскую машину, освобождают Артура, он залезает на грузовик, рисует кровью на лице улыбку и кланяется толпе. Толпа неистовствует люди держат биты, палки и плакаты с такими конкретными политическими призывами, что, несмотря на их показ в фильме, я их не рискну в наше время воспроизводить в газете.
Вот такой фильм получил все престижные премии и грандиозное мировое признание в прокате. Хорошо это или плохо? Да уж чего хорошего. Увы, вспомнилась цитата из другого, уже отечественного фильма: Не мы такие, жизнь такая!
Кто-то говорит, что фильм Джокер про психически больного человека. И они абсолютно правы! Я бы еще добавил про больного человека, которого выкинули из жизни, насмехались, надругались, лишили средств к существованию, врачей и лекарств. Что ж удивляться, что получили монстра? Фильм Джокер про то, что если довести самого доброго, маленького и безобидного (как кажется хозяевам мира) человека до ручки, он станет большим и злым. И его активно поддержат такие же маленькие и в общем-то добрые, которые только и ждут случая стать большими и злыми. Фильм прямая аналогия с нашим Ворошиловским стрелком , только если в Ворошиловском стрелке у главного героя изнасиловали внучку, то в Джокере жертвой мажоров становится сам главный герой. Еще аналог наша Окраина , на мой взгляд, лучший фильм постсоветского тридцатилетия. Как говорил Брэд Питт в Бойцовском клубе , фильме из той же оперы: Не надо нас злить .
Из совсем уж свежих примеров лидером российского проката оказался фильм Холоп , где папа-олигарх, в ужасе от своего сына барчука (так до революции называли мажоров), решает инсценировать для него экскурсию в прошлое, в котором сын оказывается в качестве холопа в самом низу социальной лестницы. А зрители следят за его злоключениями с явным злорадством. Ведь все мы помним, откуда взялась наша нынешняя элита среди них не видно Стивов Джобсов, Биллов Гейтсов и даже пронырливых торговцев типа Уоррена Баффета. Они просто во времена Гайдара сумели взять себе то, что принадлежало всей стране, было создано трудами всего народа. Поэтому, когда сверху нам говорят о необходимости лучше работать, повышать производительность труда, понятно, какие чувства это вызывает у людей. А еще мы постоянно смотрим хронику происшествий, как очередной богатенький барчук лихо прокатился на автомобиле многомиллионной стоимости то по тротуарам, то по паркам, то по ступеням МГУ, и хорошо еще, если без жертв.
При этом я ни в коем случае не намерен утверждать, что нынешняя российская элита хуже общемировой. Средняя температура по больнице примерно везде одинаковая, потому что сейчас, после крушения СССР, в мировой элите принято презирать людей труда, холопов и крепостных , как недавно выразился один наш известный политик. Но люди-то все понимают и ничего не прощают. Грандиозный успех Джокера прямое тому доказательство. Сборы за миллиард при бюджете в 55 миллионов. Прекрасно понимаю министра Мединского, который изволил гневаться на этот фильм. Понятно, что это всего лишь кино и что в реальной жизни антигерои из Ворошиловского стрелка или мерзавцы-мажоры из Джокера прекрасно себя чувствуют, занимая места во власти, бизнесе и СМИ. Но успех такого рода фильмов прямой звонок мировой элите . Нельзя относиться к людям с пренебрежением, какими бы маленькими и безобидными они вам ни казались с ваших высот. Потому что рано или поздно народ может предъявить элите свое понимание шуток. И далеко не всем будет смешно.

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ. г. Электросталь, Московская обл.

Интересна статья?

0 комментариев *