«Царебожие» и монашество

Какой идеал семьи может таить проект нового школьного курса Нравственные основы семейной жизни ?

Александр Солдатов

Клерикальную экспансию в современной России можно уподобить газу, который, распространяясь в пространстве, занимает все свободные ниши. Речь тут не идет о духовном возрождении, проповеди веры и прочих религиозных категориях.

Программа застройки парков и скверов храмами, передача РПЦ движимого и недвижимого имущества, воцерковление школы и армии — все это происходит в рамках корпоративной логики, когда клерикальная корпорация тупо занимает пространства, не защищенные институтами гражданского общества. А поскольку с гражданским обществом в России сейчас тяжело, то и таких зачищенных пространств появляется все больше и больше.

Пять лет назад во всех школах России, несмотря на отсутствие подготовленных учителей и очевидного социального запроса, был в обязательном порядке внедрен предмет Основы религиозных культур и светской этики . В рамках этого предмета большинство российских школьников изучают Основы православной культуры (ОПК — отсюда термин ОПКизация ). Предмет преподается пока только в 4-м и 5-м классах, но в течение всех последних лет патриархия не ослабевает в своей борьбе за его расширение. Причем чаще всего звучит предложение охватить предметом весь учебный процесс — с первого до последнего класса. И звучит оно из уст даже самых просвещенных представителей духовенства — например, митрополита Илариона (Алфеева).

Однако отсутствие быстрых успехов в деле ОПКизации вынуждает искать обходные пути. В светской российской школе предлагается ввести еще один курс с религиозной составляющей — Нравственные основы семейной жизни .

Он как бы призван реставрировать уже забытый советский курс Этика и психология семейной жизни , позже частично влившийся в Основы безопасности жизнедеятельности . Лоббистом нового курса, методические пособия по которому составлены в Екатеринбургской епархии РПЦ, выступила Ассоциация родительских комитетов и сообществ России. Именно встреча главы этой ассоциации с замминистра образования и науки в конце прошлой недели привлекла внимание общества к новому проекту. Сейчас, когда во главе Министерства образования утвердился близкий РПЦ человек — специалист по истории этой церкви — Ольга Васильева, наступил благоприятный момент для клерикальной экспансии в школу. Судьбу Нравственных основ семейной жизни предполагается решить быстро — на заседании учебно-методического объединения по общему образованию при Российской академии образования через две-три недели. Однако из-за утечки в СМИ министерство немного отыграло назад и выпустило заявление о готовности допустить к обсуждению педагогов и родителей.

Монахиня Нина

Авторами курса являются два кандидата: биологических наук — священник Дмитрий Моисеев и психологических наук — монахиня Нина (Крыгина). Ныне под именем Варвары она является игуменьей того самого Среднеуральского монастыря во имя иконы Божией Матери Спорительница хлебов , духовником которого состоит старец-схиархимандрит Сергий (Романов), известный также как духовник депутата Натальи Поклонской и покровитель секты царебожников , проповедующей особое почитание царя-мученика Николая II. Сам монастырь является общепризнанным в РПЦ центром этого движения, и учебный курс, составленный его игуменьей, не может не содержать соответствующих коннотаций. В интернете нетрудно найти видеолекции матушки Нины (она же — Варвара) на темы семьи и брака, в том числе довольно деликатные для монахини.

Красной нитью через все лекции проходит указание на семью Николая II как на идеальный образец православной семьи. Много говорится и о ритуальном убийстве этой семьи (сами-знаете-кем) ради разрушения государства Российского. Проповедь царебожия ? Пожалуй, хотя и в осторожной форме. Но не всем же шашкой с думской трибуны махать!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Помни о смерти, брат. Чего хотят активисты Христианского государства , угрожающие поджигать кинотеатры из-за фильма Матильда

На популярном педагогическом сайте Открытый урок можно найти осторожную критику курса, причем от имени православного педагога. Эта критика сводится к двум позициям: во-первых, курс слишком тяжеловесен для обычной школы и адресован скорее педагогам и родителям, во-вторых — школа не призывает к воцерковлению — это дело семьи и лично каждого человека .

И еще два вопроса вызывает новый курс, в порядке эксперимента уже преподающийся в школах 60 православных регионов России. Считается, что РПЦ выступает категорически против полового просвещения школьников, чтобы не подталкивать их к добрачным половым связям (как известно, благодаря спорам вокруг Матильды , глава идеальной семьи Николай II таких связей не имел и иметь не мог). Однако новый курс содержит биологические компоненты, а один из его авторов — профессиональный биолог. Получается, что РПЦ вслед за католической церковью признает-таки необходимость полового просвещения, но хочет аккуратно взять его под контроль.

Другой вопрос — а столь ли однозначно вообще православное учение о семье, как полагают в Ассоциации родительских комитетов? Вот недавно упоминавшийся выше митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что человек, который не родил детей, не может рассчитывать на счастье (по-церковнославянски оно называется блаженством ). Постойте: а что, у самого митрополита Илариона есть дети? Его официальная биография гласит, что в возрасте 20 лет, в 1987 году, он был пострижен в монашество, а до этого служил в армии и ни в каком браке не состоял. Патриарх Кирилл (Гундяев), также постоянно призывающий людей вступать в брак и рожать как можно больше детей, принял монашество в 22-летнем возрасте и тоже (официально) в браке не состоял. А между прочим, святые отцы православной церкви постоянно призывают пастырей не учить других тому, чего они не исполняют сами, и признают лучшим наставлением пример собственной жизни.

Вообще в православной традиции монашество считается более высоким, совершенным путем, чем семейная жизнь. Монахи полностью посвящают себя Богу и уже не должны отвлекаться на мирские попечения. Поэтому только из их числа избираются епископы, а значит, и патриархи. Такой взгляд на монашество восходит к Евангелию, где Иисус Христос одобрительно отвечает на реплику учеников Лучше не жениться — Кто может вместить, да вместит (Мф. 19:12). О превосходстве девства над браком постоянно пишет и апостол Павел, послания которого составляют большую часть Нового Завета: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1 Кор. 7:32).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумения юридическая. Как обеспечивается монополия на православие и множатся объекты недвижимости РПЦ

А если взять любой православный календарь и посмотреть, какие святые там перечислены, то выяснится, что это либо мученики, казненные за веру во Христа, либо преподобные — отрекшиеся от мира и отказавшиеся от семьи и деторождения. Примеры святых семейств, подобных Петру и Февронии Муромским, найти в житиях святых очень сложно. Но даже Петр и Феврония, пропагандируемые в России как покровители семьи, постриглись в монашество!

Интересно, будут ли об этом честно говорить детям на уроках по Нравственным основам семейной жизни , составленных игуменьей крупнейшего в России женского монастыря?

Интересна статья?

0 комментариев *